Минское метро: станции и правила
Каждый день под землей в Минске проходит множество поездов, в которых проезжают сотни тысяч пассажиров. Здесь мы проводим какую-то, пусть и небольшую, часть жизни, и чтобы она была безопасной и простой, в метро есть свои правила.
У минского метрополитена три линии, общая протяженность которых составляет 40,8 км, и 33 станции. Из них 15 станций расположены на первой (Московской) линии, 14 – на второй (Автозаводской) и 4 – на третьей (Зеленолужской). Работа метрополитена должна быть четкой и слаженной. И помогает этому коллектив, насчитывающий порядка 5 тысяч человек.
Линии и станции, старые и новые
Сегодня Московская линия имеет протяженность 19,2 км. Она пересекает Минск с северо-востока на юго-запад и в основном проходит под главной магистралью города – проспектом Независимости. Эта линия – «старичок» минского метрополитена, она была первой, когда его открывали в 1984 г. Тогда были введены восемь станций: «Институт культуры», «Площадь Ленина», «Октябрьская», «Площадь Победы», «Площадь Якуба Коласа», «Академия Наук» «Парк Челюскинцев», «Московская». Они построены под руководством различных архитекторов. Позже, в 1986 г., открылась станция «Восток».
Развитие первой линии продолжилось в 2000-х. Так, в 2007-м были открыты две станции – «Борисовский тракт» и «Уручье». В 2012-м введены в эксплуатацию еще три – «Петровщина», «Михалово» и «Грушевка», а в 2014-м – «Малиновка». Все они выполнены под руководством архитекторов В. Телепнева и Н. Николаевича.
На первой линии самыми красивыми горожане называют станции «Петровщина» и «Грушевка».
На карте Московская линия и относящиеся к ней станции обозначены синим цветом.
Станции Московской линии:
- Малиновка
- Петровщина
- Михалово
- Грушевка
- Институт культуры
- Площадь Ленина
- Октябрьская
- Площадь Победы
- Площадь Якуба Коласа
- Академия Наук
- Парк Челюскинцев
- Московская
- Восток
- Борисовский тракт
- Уручье
Автозаводская линия – вторая линия метрополитена Минска, открыта в самом конце 1990 г. Тогда были запущены пять станций: «Фрунзенская», «Немига», «Купаловская», «Пролетарская», «Тракторный завод». Через 5 месяцев после пуска первого участка Автозаводской линии была открыта станция «Первомайская». В 1995-м открылись «Молодежная» и «Пушкинская», в 1997-м – «Партизанская» и «Автозаводская», в 2001-м – «Могилевская». В 2005 г. были сданы в эксплуатацию «Спортивная», «Кунцевщина», «Каменная горка». Сейчас линия, пересекающая Минск с юго-востока на запад, имеет длину 18,1 км и включает 14 станций.
Автозаводская линия и относящиеся к ней станции обозначены красным цветом. Она – рекордсмен по числу «самых-самых». На ней находится самая загруженная станция минского метрополитена – «Каменная горка». В 2020 г. через нее прошли почти 18 млн пассажиров. Здесь же и самая короткая станция – «Первомайская». Ее длина всего 138 м, при этом длина платформы – 102 м. На Автозаводской линии есть и самая трагичная станция – «Немига». В мае 1999 г. здесь случилась большая трагедия: в давке в ее переходе погибли 53 человека. «Немига» считается и самой богатой на находки исторической важности: при ее строительстве были обнаружены различные артефакты древнего городища, которое располагалось на месте «Немиги».
Станции Автозаводской линии:
- Каменная горка
- Кунцевщина
- Спортивная
- Пушкинская
- Молодежная
- Фрунзенская
- Немига
- Купаловская
- Первомайская
- Пролетарская
- Тракторный завод
- Партизанская
- Автозаводская
- Могилевская
Зеленолужская линия – новая линия минского метрополитена. Она сдана в эксплуатацию в ноябре 2020 г. У новой ветки пока всего четыре станции, ее длина составляет 3,53 км. Зеленолужская будет пересекать Минск с юга на север. В планах – продолжение ветки и ввод в эксплуатацию новых станций: «Аэродромной», «Немаршанского сада», «Слуцкого гостинца». Эта линия и относящиеся к ней станции обозначены зеленым цветом.
Зеленолужская – самая молодая и короткая ветка, но уже имеет свои уникальные станции. Так, «Юбилейная площадь» – самая глубокая: ее глубина составляет 32 м. А станция «Вокзальная», выполненная в теме, символизирующей путешествие, стала победителем в престижном конкурсе городской архитектуры Urban Design & Architecture Design Awards в номинации Transportation Built (транспортное строительство).
Станции Зеленолужской линии:
- Ковальская слобода
- Вокзальная
- Площадь Франтишка Богушевича
- Юбилейная площадь
Время работы и расписание движения поездов
Метро начинает работу в 5.30 – в это время открываются станции; заканчивает работу в 0.40 – в это время станции закрываются на вход.
Ежедневно по трем веткам метрополитена пропускается более 1000 поездов.
В часы пик (в будние дни в период с 7 до 9 утра и с 17 до 19 вечера) поезда следуют с минимальным интервалом в 2 минуты. В другое время интервал между поездами составляет 2,5–6 минут. В вечерние часы, с 22.00 до закрытия, интервал согласно расписанию может растянуться и до 10–15 минут.
Оплата проезда
Оплатить проезд в метро можно проездными (смарт-картами) метрополитена, Минсктранса, жетоном либо банковской картой.
Проездной билет минского метрополитена. Залоговая стоимость карты – 1 руб.
Пополнить проездной можно на определенное количество дней или поездок в кассах метрополитена либо самостоятельно в банковских инфокиосках – они есть в вестибюлях станций. При этом если количество суток на проездном еще не истекло, пополнять его можно только на количество суток (максимум – на 45), а не на количество поездок. И наоборот, если на проездном не использованы все поездки, то пополнять проездной можно только поездками и максимальное количество при этом – 60 поездок.
Проездной можно приобрести на месяц, на 10, 15 или 30 суток либо на определенное количество поездок – от 10 до 60. При покупке «суток» определяется дата, с которой можно пользоваться проездным, но не более 30 суток со дня реализации.
Чтобы проездной «не портился», т.е. не выходил из строя, в метрополитене советуют бережно с ним обращаться и ни в коем случае его не перегибать. Лучше всего карту носить в специальном чехле.
Карта Минсктранса. Ее залоговая стоимость – 2,88 руб. По этой карте, кроме метро, можно оплатить проезд и на других видах общественного транспорта. Проездной может действовать в течение месяца или покупаться на сутки либо поездки. Правила пополнения и сроки действия для карты действуют такие же, как и для карты метрополитена.
Бесконтактная банковская карта. Разовый проезд можно оплатить картами Visa payWave, MasterCard Contactless, БЕЛКАРТ-Maestro, а также с мобильных устройств, поддерживающих технологию NFC (Near field communication). Интересно, что оплата банковской картой проезда метро встречается далеко не во всех мировых метрополитенах и в этом смысле Минск шагает в ногу со временем.
Банковская карта или гаджет прикладывается к валидатору на верхней крышке турникета, обозначенному соответствующим логотипом. При успешной оплате проход через турникет будет разрешен, а с карты в течение 48 часов спишется стоимость поездки.
Жетоны остаются любимым средством оплаты разового проезда у пассажиров. Стоимость одного – 80 коп. Их можно купить как в кассах метрополитена, так и в киосках Минсктранса.
Безбарьерная среда
Минское метро оборудовано для проезда людей с ограниченными физическими возможностями. На каждой станции есть либо лифт, либо наклонная платформа, либо подъемная платформа с вертикальным перемещением. Для лиц с ослабленным зрением в метрополитене повсеместно сделаны рельефные линии вдоль платформы. Кроме этого в вагонах поездов по громкой связи на двух языках (белорусском и английском) оповещается о прибытии на станции.
Впервые элементы безопасного и удобного проезда для людей с ограниченными возможностями появились в 2001 г. на станции «Могилевская». Там оборудовали 4 лифта. Впоследствии практически все станции метрополитена оснастили лифтами, подъемниками.
Метрополитен продолжает работу по охвату всех станций системой безбарьерной среды: заменяются двери на входах и выходах, а также турникеты на более широкие.
Правила проезда и провоза багажа
После теракта 11 апреля 2011 г. на станции «Октябрьская», когда погибло 15 человек и более 400 пострадали, в метрополитене усилили меры безопасности. Теперь станции на всех линиях оборудованы зонами досмотра пассажиров и их багажа. Досмотр проводят сотрудники службы безопасности метрополитена. Пассажиров с крупными сумками, рюкзаками, крупногабаритной ручной кладью останавливают при входе в метро. Если они отказываются проходить досмотр, метрополитен вправе отказать в поездке. Вещи пропускают через сканеры, специальные рамки, газоанализаторы. Действуют локализаторы взрыва «Фонтан-2». В метро работает онлайн-система цветного видеонаблюдения с архивацией.
Читайте также:
Метро в Минске и у соседей: интересные факты из жизни метрополитена